Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ даёт основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.
Разработка рабочих программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (личностным, метапредметным, предметным).
Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских программ и позволяет на её основе выбирать вариант разработки авторского курса, определять его акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий.
Примерные программы по учебным предметам включают:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Основное содержание учебных курсов по учебным предметам на ступени начального общего образования
Содержание учебных курсов на ступени начального общего образования по всем обязательным предметам на ступени начального общего образования в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, курсов.
* программы представлены в формате .pdf
Предметы | Классы |
Русский язык | 1-4 класс |
Литературное чтение | 1-4 класс |
Математика | 1-4 класс |
Английский язык | 2-4 класс |
Окружающий мир | 1-4 класс |
Труд (технология) | 1-4 класс |
ОРКСЭ | 4 класс |
Физическая культура | 1-4 класс |
Изобразительное искусство | 1-4 класс |
Музыка | 1-4 класс |
Реализуемые программы внеурочной деятельности и элективные курсы
Предметы | Классы |
Разговоры о важном | 1-4 класс |
Динамическая пауза | 1 класс |
Функциональная грамотность | 1-4 класс |
Школьный театр | 1-4 класс |
Подвижные игры | 2-4 класс |
Шахматы в школе | 1-4 класс |
В мире информации | 1-4 класс |
Юные музееведы | 2-4 класс |
Основы логики и алгоритмики | 1-4 класс |
Рассказы по истории Самарского края | 4 класс |
Хоровое пение | 1-4 класс |
Орлята России | 1-4 класс |