Основная цель школьной службы школьной медиации (примирения) состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Задачи школьной службы медиации (примирения):
— создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
— создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным поведением;
— внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
— интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
— повышение квалификации педагогических работников Учреждения по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Положение о школьной службы медиации (примирения)
План работы школьной службы медиации (примирения) на 2024-2025 уч.год
Приказ «О назначении куратора школьной службы медиации (примирения)» на 2024-2025 учебный год.
Приказ «О создании школьной службы медиации (примирения) на 2024-2025
учебный год»
Школьная служба примирения (ШСП)
В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000 год). В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка». В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017». За богатую событиями и интересную школьную жизнь, каждый ученик хотя бы раз бывает вольно или невольно вовлечен в конфликт. Спорил с одноклассниками, отстаивая свое мнение, и спор перерастал в ссору. Заступался за товарища и оказывался втянутым в неприятную ситуацию, спорил с педагогом и … был вызван к администрации школы с родителями… Разрешать конфликты самостоятельно и конструктивно иногда непосильно даже взрослым. Дети нередко проявляют агрессию, оказываются участниками противоправных действий… Особую опасность таят в себе бойкоты, игнорирование, преследование… В таких случаях тебе готовы прийти на помощь сотрудники школьной службы медиации. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Школьная служба примирения – это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
- Школьная служба примирения — это не психологическая работа, в ней не «лезут в душу», не тестируют, не дают психологических заключений и т. п.
- Школьная служба примирения не проводит расследование, не собирает свидетелей, не обвиняет.
- Школьная служба примирения — не иностранная методика, и хотя в разных странах есть что-то подобное, но мы в работе опираемся на Российские традиции примирения.
- Школьная служба примирения не является деятельностью адвоката, то есть не направлена на то, чтобы помочь обидчику избежать наказания вопреки желанию жертвы.
- Школьная служба примирения не ставит целью обязательно кого-то с кем-то примирить или сдружить, поскольку это может быть только доброй волей людей. Для службы важно как минимум предотвратить эскалацию и усиление конфликта, прекратить враждебные действия сторон друг против друга и помочь им «сесть за стол переговоров». Если в результате люди еще и подружатся — это будет прекрасно.
Разрешение конфликтных ситуаций:
Восстановительные программы примирения (медиации) проводятся ШСП с обучающимися старше 10 лет, начиная с 6 класса.
Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора… (wikipedia.org/wiki/)
В работе ШСП используются технологии восстановительной медиации, техники примирения сторон с участием ведущего примирительных программ
Что даёт сторонам участие в программе?
У Вас есть возможность:
— обсудить ситуацию;
— высказать своё отношение к случившемуся;
— предложить возможные варианты решения спорной ситуации;
— избавиться от обиды, злости, ощущения беспомощности и других отрицательных эмоций, которые часто преследуют нас, когда мы встречаемся с несправедливостью
У конфликтующих сторон есть возможность:
- — принести или получить извинения;
- — объяснить причины и мотивации своих поступков;
- — загладить причиненный вред
Зачем медиация нужна детям?
- избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний;
- самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб);
- избежать повторения подобного в будущем;
- научиться цивилизованно, самостоятельно выходить из конфликта.
Зачем медиация нужна родителям?
— выявить причину конфликта;
— разрешить конфликт;
— предотвратить конфликт;
— корректировать поведение «оступившегося» ребенка;
— получить консультацию об оптимальных вариантах разрешения конфликтов;
лучше понять своего ребёнка
Примерный порядок работы по программе примирения
- предварительные встречи с каждой из сторон (обсуждение ситуации, причиненного вреда, стратегии «Что делать?», в какие сроки);
- примирительная встреча;
- составление договора с условиями его выполнения (поощрения) и невыполнения (последствия);
- при необходимости возможно включение специалистов в решение ситуации;
- контроль за соблюдением договора;
на время работы ШСП приостанавливается административно-карательная реакция ОУ
Ведущий восстановительных программ:
— не ищет решение ЗА людей,
— не НАВЯЗЫВАЕТ им свое решение,
а умеет создать условия, чтобы они нашли его САМИ.
И чтобы их решение было в русле восстановительных принципов (ценностей).
Внимание!
— любая примирительная программа с детьми проводится на основании информированного согласия родителей;
— если действия несовершеннолетних квалифицированы правоохранительными органами как правонарушение или преступление, для проведения программы обязательно согласие родителей и их участие во встрече. Проведенная восстановительная программа не отменяет рассмотрения дела в КДН или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу
Если возник конфликт (либо Вы узнали о конфликтной ситуации) и Вы решили обратиться в ШСП:
- обратитесь в кабинет № 12 (2 этаж) к сотруднику ШСП
вторник, среда, четверг с 8.00 до 14.00
оформите заявку - специалист свяжется с Вами и назначит предварительную встречу
руководитель и ведущий примирительных программ – Сластилова Оксана Владимировна, тел. 8(937)784-64-16
Сайт для юных медиаторов Самарской области «Профилактика травли с восстановительным подходом» Прянишникова Т.В. — https://vk.com/obidka63
«Родительская кафедра служб примирения» — https://vk.com/roditelprimirenieru